Прежде всего, начинать ли учебу с вербовки уже существующего подростка или лучше создать нового Сима-студента? Последний вариант имеет то преимущество, что не нужно создавать семью будущего школяра, без которой в окрестности его не поселишь. Зато у подростка больше времени на то, чтобы завести нужные знакомства, приобрести базовые навыки и, конечно же, получить стипендию.
       Каким нелогичным бы это не показалось, но даже у родителей-миллионеров нет возможности содержать чадо во время учебы в колледже. Конечно, хорошо, что развивается самостоятельность, но, с другой стороны, разве можно прожить на те 500 симолеонов, что даются каждому студенту в момент поступления? Этого недостаточно даже на аренду самого маленького участка, не говоря уж о доме, и вынуждает Сима жить в общежитии. Конечно, если бы за дом нужно было выплачивать его полную стоимость, ни один студент не мог бы позволить себе такой роскоши. По счастью, дома не покупаются, а арендуются, и поэтому уже за десять тысяч можно въехать в совершенно роскошный, хоть и небольшой дом. Разумеется, как только Сим покинет колледж, за точно такой же дом в родных окрестностях ему предстоит выложить на порядок больше.
       С выходом Nightlife ситуация несколько изменилась к лучшему, главным образом благодаря возможности Сима переносить с собой предметы. Прихватить с собой в самостоятельную жизнь любимого плюшевого мишку - это, конечно, хорошо, но на жизнь явно не хватит. А вот загрузить в инвентарь пару-тройку новеньких дорогих автомобилей и продать их на месте - идея хорошая.
       
     

Общежитие: как не жить там, где живешь?

       
       На самом деле, общежития в игре не так уж плохи, а условия там значительно лучше тех, какие наш брат студент видит в реальной жизни. Начать с того, что каждому предоставляется отдельная комната, хотя, разумеется, обставленная самой дешевой мебелью. Там даже есть некоторые предметы, необходимые для учебы. Кроме того, в кафетерии общежития Сима совершенно бесплатно кормят в любое удобное для него время. Кроме ночных часов, конечно, когда всем положено спать, и поэтому есть хочется еще больше. Однако, более чем скромная обстановка, необходимость выстаивать очередь в душ и туалет, провожать взглядом уведенный из-под носа завтрак и спать в кровати, которая, кажется, отнимает больше комфорта, чем дает энергии, - все это рано или поздно надоедает.
       Но самый большой недостаток общежития даже не в этом. Как и следовало предполагать, помимо вашего Сима в общежитии живет еще множество других студентов, которые мало того, что не подчиняются Вашим указаниям, так еще и приводят к себе гостей. Теперь представьте, как начнет тормозить ваш новенький компьютер, изрядно скрипящий уже на вечеринке с тремя гостями, если на одном лоте соберется одновременно десятка два Симов. По счастью, некоторая часть ресурсов экономится за счет скрывания деятельности соседей по общежитию, когда они находятся в своих комнатах. Тем не менее, даже третья скорость игры в общежитии больше похожа на первую.
       Если вы думаете, что можете сжульничать и обставить общежитие по последнему слову науки и техники, прежде чем въехать в него, то вы правы. Конечно, можете. А, сделав это единожды, вряд ли захотите поступить так снова, поскольку приходящие счета превысят скромный доход вашего Сима вдвое. Поневоле задумаешься, что лучше: жить в лачуге или добавить к числу лучших друзей Сима парня, конфискующего имущество. А посему - копить, копить, копить и съезжать из общежития как можно скорее. А пока пользоваться всеми удобствами, которые предоставляют общественные лоты.
       В отличие от общежитий большая часть нежилых зданий обставлена более чем приемлемо, а даже если Вас что-то не устроит, всегда можно добавить пару предметов по своему вкусу: пару тренажеров, плазменных телевизоров и столик для бильярда, например. В кампусе Симы могут учиться, выполнять задания и писать курсовые, совершенствовать навыки и, разумеется, развлекаться.

Явный недостаток общественных мест - это проблемы с восполнением энергии. Кофе способно на время избавить Сима от немедленной потребности прикорнуть на скамейке, но лучшая стратегия - выезжать из дому, едва проснувшись, и возвращаться, едва держась на ногах от усталости. В промежутке между этими двумя состояниями Сим может успеть посетить занятия и даже экзамены - не возвращаясь домой. Однако в колледже время для Сима стремительно летит и вне дома. Дублирование одного и того же временного промежутка происходит только в экстренном случае: например, если ваш Сим, пока был в кампусе, пропустил экзамен. Чтобы поменьше бывать в общаге, можно использовать и территорию тайных обществ, но пока разговор не о них.
       Главный недостаток такого "уличного" образа жизни заключается в необходимости постоянно ездить туда-сюда и потере Вашего времени (загружаются здания, мягко скажем, не быстро). Лучше всего, как только позволят финансы, обрести собственное пристанище и не мучиться.
       
       

Дом, милый дом

       
       Сначала Вы строите дом или присматриваете уже готовый, а затем Ваш Сим въезжает в него, если, конечно, на это ему хватит денег, и продолжает жить там точно так же, как в родных окрестностях. Возникает вопрос, нельзя ли превратить свой дом в столь популярный "греческий"? Конечно можно, но в этом случае въехать в него смогут только его члены и только по приглашению, а никак не любой Сим - даже если Вы сами этого пожелаете. В обычный же дом перед самым выпуском живущего в нем Сима можно совершенно бесплатно поселить молодого желторотого нищего студента и очень скрасить этим дальнейшее существование последнего.
       Приложив небольшие усилия, можно подселить Сима и в "греческий" дом, который имеет ряд отличий от обычного. Прежде всего, живущие там Симы считаются некоторой элитой. Они могут устраивать вечеринки в тогах, заставлять других Симов совершенно бескорыстно совершать угодные им действия и прилично экономить на еде. Само здание вместе с меблировкой очень выгодно "передавать по наследству", создавая целые династии студентов-приверженцев того или иного "греческого" дома. Тем не менее, счета необходимо оплачивать даже обитателям такого особняка, хотя у них обычно проблем с деньгами не возникает.
       
       
Стипендия

       
       В общем, деньги лишними не бывают, и чем их больше, тем легче и приятнее становится жизнь студента. Лучший способ иметь какую-то сумму на руках уже на момент поступления - это получить специальную стипендию, которые бывают различны.
       Некоторые стипендии назначаются за 8 пунктов того или иного навыка и представляют собой обычно суммы в 750 симолеонов. К ним относятся Hogan Award for Athletics (Тело), Bain-Gordon Communications Fellowship (Харизма), Kim Metro Prize for Hygienics (Уборка), London Culinary Arts Scholarship (Кулинария), Bui Engineering Award (Механика), Quigley Visual Arts Grant (Творчество) и даже стипендия под названием Will Wright Genius Grant (Логика). От скромности кое-кто не умрет... Отдельные стипендии выдаются за успехи подростка в учебе или на работе: SimCity Scholar's Grant (текущие оценки не ниже A-, 1000 симолеонов) и Young Entrepreneurs Award (высшая ступень в карьере, 750 симолеонов).
       Особой материальной помощи также требуют Симы-сироты (Orphaned Sims Assistance Fund, 1500), Симы-зомби или вампиры (Undead Educational Scholarship, 1500) и Симы, которые были похищены инопланетянами (Extraterrestrial Reparation Grant, 1500). Конечно, суммы кругленькие, неплохие, но инопланетян еще надо дождаться. Убить родителей, чтобы получить стипендию - это... гм, хорошо только в том случае, если Вы пишете роман об их жизни. Быть зомби - означает обладать весьма нелицеприятным и, что хуже, совершенно необратимым состоянием души и тела, поэтому стоит подумать, что дороже - полноценная жизнь или полторы тысячи. Наконец, побыть вампиром весьма интересно, и, главное, в любой момент от вампиризма можно излечиться. Вот только стать вампиром непросто, а не испечься на ярком солнышке сразу по приезду в колледж - еще сложнее.

Помимо обычных навыков стипендии даются за умение играть в бильярд (Phelps-Wilsonoff Billiards Prize, 1000) и хорошо танцевать (Tsang Footwork Award, 1000).
       В отличие от обычных навыков, которые хорошо видны, эти скрытые таланты Симов можно заметить, лишь хорошо присмотревшись.
       Для умения ритмично двигаться нужна магнитола и немного практики. Тренироваться лучше всего вдвоем - это веселее, и к тому же повышается рейтинг общения. В зависимости от уровня умения (низкий, средний, высокий), Сим совершает под музыку более красивые и разнообразные движения. Сим, достигший максимума этого навыка, может также исполнять особый танец группы поддержки футбольной команды. Хотя умение танцевать и не требуется для карьеры, приятно ощущать, особенно с выходом Nightlife, что на вашего Сима изумленно смотрит весь танцпол.
       Умение играть в бильярд может оказаться значительно полезнее, чем это кажется на первый взгляд. Во-первых, это удивительно прибыльный способ заработать себе на хлеб с маслом, а, во-вторых, хорошая игра в бильярд способствует приобретению новых друзей. Да, люди тянутся к тем, кому сопутствует удача. Вдобавок, многие Симы периодически хотят выиграть в бильярд и боятся проиграть. Но если Вы некоторое время понаблюдаете за игрой Симов, то начнете узнавать тот момент, который дает противнику возможность выиграть, а, значит, сможете вовремя прервать игру и, тем самым, не потерять деньги и очки стремлений. Абсолютный максимум, который Сим может выиграть или проиграть - 150 симолеонов. Сумма, в общем-то, мизерная для обычной жизни, но в колледже очень ощутимая. При этом победитель определяется еще до начала игры в зависимости от способностей обоих игроков. Бывает, что и асы проигрывают новичкам, но это, скорее, исключение из правила. Лучший способ проверить степень умения Сима играть в бильярд - это заставить его совершить трюк, которых в игре два, и оба при удачном исполнении довольно впечатляющи.
       На то, чтобы стать совершенным мастером бильярда, Симу требуется как минимум десять продолжительных игр. Выиграл он или проиграл - для обучения не важно, поскольку учатся на ошибках, а их совершают в любом случае. Именно по этой причине выбирать для решающей игры нужно новичков, не стоит пытаться обыграть постоянных оппонентов, так как их умения росли и продолжают расти одновременно с вашими.
       Наконец, существует еще один навык, который не описан на панели умений. Это умение рисовать. Хотя качество картин и зависит напрямую от навыка Творчества, оно им не определяется. Обычно картина Сима, только что достигшего максимума Творчества, стоит от 400 до 600 симолеонов. Но стоимость каждой последующей картины, как правило, растет и растет.
       Научиться рисовать будет особенно полезно Симам, стремящимся к популярности и деньгам, поскольку это не только хороший способ заработать, но и недурная возможность прославиться. Шедевром считается картина стоимостью более полутысячи, а продать шедевр - почти предел мечтаний. Здесь есть две хитрости: во-первых, совсем необязательно продавать свое детище, можно продать и картину соседа по общежитию, а во-вторых, нужно учесть, что цена картины растет со временем. Создание шедевра - с чистого холста и до последнего мазка - занимает около семи часов. Если делать перерывы в процессе рисования, цена картины только возрастет. Когда финансы позволяют, можно приобрести одновременно несколько мольбертов и переходить от одного к другому. Наконец, если цена картины все равно не устраивает ее создателя, или он даже боится продавать такую мазню, просто повесьте картину на стену (и продайте ее со стены через пару недель).
       
       

Предстоит учиться мне в университете...

       
       Подросток может отправиться в колледж в любой момент, достаточно воспользоваться телефоном или компьютером. Помахав рукой своей семье, он сядет в такси и отправится в странствие по взрослой жизни. Если же Вы хотите сформировать группу из нескольких Симов, чтобы иметь возможность сразу поселить их в собственный приличный домик, лучше воспользоваться кнопкой "Отправить Симов в колледж" на панели обзора кампуса. Но перед этим заставьте каждого Сима вытребовать себе все стипендии, которых он заслуживает.

Каждые окрестности могут иметь несколько университетов, и, конечно, это хорошо, если Вам хочется взглянуть на все три тайных общества. Однако, для лучшего развития тайных обществ и "греческих" домов, предпочтительнее всю молодежь отправлять в один кампус. Кстати, если удалить лишние два колледжа, скорость загрузки окрестностей существенно повысится.
       Если заселить в колледж сразу группу Симов, то заставка, отображающая рост Сима, затронет только одного из них. Разумеется, остальные Симы тоже вырастут из подростка в молодого взрослого, просто сделают это не так эффектно. Внешне молодежь ничем не отличается от взрослых, хотя их голос остается таким же, как у подростков. В колледже Вы сможете подобрать для своего Сима довольно необычную одежду, разнообразие которой приятно удивит: от прикида "металлиста" до небрежного наряда хиппи. Разумеется, Сим может и носить обычную одежду, ту же, которую носят взрослые.
       Если же судить по возможностям, между взрослыми и молодежью пролегает существенное различие. В колледже Сим фокусируется на образовании и прочих радостях привольной независимой жизни, и даже желания его сильно отличаются от желаний Сима-взрослого с тем же стремлением. В частности, Сим не может усыновить ребенка или завести собственного, жениться (хотя может объявить о помолвке) и иметь постоянную работу. Но как в таком случае улаживать финансовые проблемы?
       
       

А без денег жизнь плохая, не годится никуда...

       
       Самые простой и естественный способ достать денег во время учебы - это учиться. За хорошие отметки студентам назначаются гранты, и сумма, полученная за семестр отличной учебы, превышает сумму, которую за этот семестр Сим-студент сможет заработать при самом напряженном графике. Да, нам бы так...
       Опыт показывает, что даже при отличной учебе денег на развлечения, оплату счетов и совершенствование меблировки все равно не хватает. В таком случае иного выхода нет - нужно искать работу.
       Как уже было отмечено, постоянной работы в колледже нет, поэтому приходится довольствоваться кратковременной, с почасовой или даже поминутной оплатой. Если в общежитии можно подработать в кафетерии (для этого достаточно щелкнуть по повару и выбрать соответствующую опцию), то вне дома можно заменить собою бармена или официанта в кофейне. Последние две должности имеют ряд преимуществ: исключен риск пожара и плата выше (16 симолеонов против 10 за 12 минут). Зато работа в кафетерии не предполагает потери времени на поездку в кампус и способствует совершенству навыка Кулинарии.
       Накачанный супермен может с успехом поработать личным тренером как дома, если там есть тренажер, так и в спортзале. Для этого достаточно выбрать упражняющегося Сима с меньшим уровнем Тела и предложить ему помощь. Во время такой совместной тренировки рейтинг Тела повышается у обоих Симов, причем быстрее обычного. Час такой, хоть и утомительной, но полезной работы принесет 70 симолеонов.
       Если мышц у Сима явная нехватка, зато извилин достаточно, он может подрабатывать репетитором. Отыщите чужое задание и улучите момент, когда хозяин его не выполняет (если речь идет о неконтролируемом Симе, достаточно отвлечь его от задания каким-то действием, например, разговором). Теперь предложите свою помощь. Если средний балл вашего Сима выше, второй Сим с радостью согласится. Помощь по выполнению одного задания оценивается в 54 симолеона - не очень много, но зато работа не грязная и не тяжелая.
       Творческим натурам можно посоветовать приторговывать картинами собственной кисти, особенно если они давно уже достигли совершенства и каждая картина стоит около тысячи. Кроме того, если Сим живет в "греческом" доме, можно завести традицию продавать шедевры, развешанные по стенам теми Симами, которые уже давно стали бабушками и дедушками. Вам, в свою очередь, предстоит все свои шедевры развешать по стенам и оставить для грядущих поколений.
       Еще можно попробовать написать новеллу, что может оказаться не так прибыльно с учетом затраченного времени - около трех тысяч за тридцать часов. К тому же гонорар за книги, увы, не растет с каждой последующей публикацией.

Наконец, можно получить чаевые за игру на музыкальных инструментах. Всего в игре их четыре: гитара, бас-гитара, фортепиано и ударная установка. Если инструменты находятся в одной комнате, несколько Симов могут играть на них одновременно, организуя импровизированный оркестр. Помимо исполнения кантри, рока или джаза, Симы могут упражняться в игре на музыкальных инструментах, совершенствуя навыки Творчества. Денег за это никто не даст, но и засмеять - не засмеет (многие Симы панически боятся критики в свой адрес).
       Лучше всего устраивать свои выступления на вечеринке, поскольку есть шанс, что каждый гость не обойдет вашего Сима своим вниманием. При максимальном уровне Творчества каждая подачка может составлять до 100 симолеонов. Пригласите 8 гостей и... Да, получить такие деньги за вечер очень неплохо! А если у Сима лучше с Харизмой, нежели с Творчеством, ему следует развлекать гостей, танцуя фристайл.
       Наконец, если все другие варианты испробованы, можно приобрести собственный печатный станок и начать выпуск фальшивых денег. Но тут тоже есть свои побочные эффекты. Довольно часто, даже при хорошем настроении, станок загорается, так что можете сразу подвесить над ним брандспойт. Кроме того, временами к Вам может нагрянуть полиция, которая оштрафует Сима на тысячу, а станок конфискует. Прибыль от станка не так уже велика, как можно было ожидать - около 150 симолеонов в час, но зато можно заставить других Симов печатать для Вас деньги. Особенно для этой цели подойдут зомби из тайного общества, если Сим к нему принадлежит. Кстати, напечатанные деньги также могут сгореть или быть конфискованы, так что почаще опорожняйте подвесной мешок станка.
       Раз уж разговор зашел о наградах, нельзя обойти вниманием и денежное деревце. Сказать по правде, чтобы ощутить хоть какую-то разницу в финансовом положении, одного деревца будет однозначно мало, Вам понадобится целый лес. Да и собирать урожай необходимо всегда в отличном настроении, а это не всегда удается. 

Краткий трактат о пользе образования

       
       Главное преимущество колледжа, конечно, в бонусах стремлений, которые дает каждый год. По окончанию первого и четвертого курса в отсек желаний добавляется еще по одной ячейке, в конце третьего курса можно фиксировать два желания вместо одного, а после второго - ура! - есть возможность сменить стремление и жизненную цель!
       Правда, в случае отчисления Симу дается дополнительная ячейка страхов. Избежать этого можно, если сбежать из колледжа, не дожидаясь, пока выгонят. Впрочем, не нужно пессимистичных прогнозов. Чтобы Сима отчислили, нужно приложить много усилий, а чтобы он продолжал учиться - почти никаких.
       В сумме, если не оставаться на второй год, продолжительность пребывания в колледже составит 30 дней. Можно рассматривать их как потерю времени и непосильную каторгу, а можно еще и как шанс продлить Симу жизнь, а себе - продолжительность игры, время для завязывания знакомств, общения и совершенствования навыков. У тех, кто осилил программу четырех лет, появляются новые социальные опции, а диплом с отличием дает возможность начинать работу в карьерах, соответствующих специальности, сразу с предпоследней ступени. Более того, только для выпускников колледжа есть четыре новых профессии, остальным Симам недоступные. Как и следовало ожидать, они требуют больше навыков и друзей, но зато приносят больше доходов при минимуме рабочего времени. И награды в этих карьерах тоже, мягко скажем, потрясающие.
       Например, ученый-биолог работает всего один раз в неделю, хотя смена и длится почти сутки, и получает более десяти тысяч симолеонов. Сим, который мечтает о том, чтобы побольше времени проводить с семьей, о лучшем не может и мечтать.
       Если кто-то еще помнит самую первую версию The Sims, то помнит и карьеру с глупым названием <психический друг по телефону>. Представьте, свое она еще не отжила, и теперь именно с вакансии служащего на телефоне доверия начинается сверхъестественная карьера. Наименее прибыльная из четырех (меньше пяти тысяч), но с уникальной наградой, она особенно понравится Вашему Симу, если он хочет вызывать у окружающих почтение, граничащее со страхом. Вдобавок, заклинатель, изгоняющий духов (предпоследняя ступень карьеры), носит настолько оригинальный костюм, что стоит поработать по этой специальности только для того, чтобы это увидеть.
       Художник, кстати, за день получает еще меньше, но работает три дня вместо двух, и поэтому его еженедельный доход получается больше. При этом он может очень неплохо зарабатывать, находясь дома и используя свою награду.
       В шоу-бизнесе - карьере для поклонников небезызвестного Sims Superstar - также можно получать ежедневно чуть более пяти тысяч, а работать всего три дня в неделю. По сути, все карьеры уравновешивают друг друга, а главное отличие между ними заключается в соответствующих наградах и в той выгоде, которую можно извлечь из происшествий на работе.

Каждое происшествие, как и прежде, представлено описанием, и Вам предоставляется возможность выбрать один из двух вариантов поведения Сима в конкретной ситуации. В зависимости от этого выбора Сим может быть оштрафован или понижен в должности, а может потерять очки навыков или даже работу. В случае удачи, наоборот, есть возможность приобрести определенные навыки или сумму денег, и еще Сима могут повысить в должности. Также не исключена комбинация всех этих исходов. Как выяснилось совсем недавно, правильной или неправильной модели поведения в каждой ситуации не существует. Оба варианта могут оказаться удачными или неудачными, только вот вероятности распределяются по-разному, и в целом один ответ всегда <выигрышнее> второго.
       Лично мое мнение таково, что ситуации нужно игнорировать только в том случае, когда Вас именно в этот день должны повысить, а с момента последнего сохранения много воды утекло. Во всех остальных случаях лучше постараться ответить, а если развитие событий Вам не понравится, всегда есть возможность переиграть. Как результат выигрыша, можно перескочить сразу через четыре ступени карьеры и получить до ста тысяч за раз - неплохие призы в этой лотерее, верно? Самые большие бонусы даются именно в карьере биолога, хотя время от времени суммы выигрыша даже для одной ситуации могут меняться, и утверждать что-то наверняка достаточно сложно.
       
       
       К худу или к добру, но состояние, скопленное за годы учебы, взять с собой в окрестности Сим не может - если, конечно, снова не обратить его во всяческое движимое имущество и не набить им полные карманы. Что касается наличных, то после выпуска или отчисления капитал студента исчезает или переходит к остальным Симам, которые делили с ним кров, а Сим появляется в родных окрестностях с неизменной суммой в 20 тысяч. Сетовать на что-то тут бесполезно: факт остается фактом, и тут уж ничего не попишешь.